«Путевка в самостоятельную жизнь», г. Нижний Новгород

Срок реализации проекта с 01 июня 2016 г. по 31 мая 2017.

Мероприятия проекта

Практические занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке. 11 групповых и 68 индивидуальных занятий по пространственной ориентировке (16 участников). Серия мастер-классов по овладению бытовыми навыками (приготовление пищи, стирка, уборка, покупки) (10 мастер-классов для людей из Нижнего Новгорода, 49 участников; 2 выездных мастер-класса для людей из районов), 3 мастер-класса по использованию современных информационных технологий (31 участник), обучение двух групп (по 8 человек, 12 занятий для каждой группы) работе с сенсорными устройствами: программы навигации, распознавания денежных купюр и другие полезные сервисы.

Информационная, правовая и психологическая поддержка. Консультации психолога (50 консультаций, 33 человека), юридические консультации (31 консультаций, 26 человек), работа телефона доверия (24 обращения), а также проведение двух мероприятий «Встречи в гостиной» (28 участников) по профессиональной ориентации и 6 тематических тренингов (37 участников).

Воздействие проекта

  • Представители целевой аудитории улучшили бытовые навыки и навыки пространственной ориентировки, необходимые для самостоятельной жизни. 40% участников посетили пять и более мастер-классов, в этих случаях можно говорить о формировании разнообразных навыков приготовления еды, о желании быть самостоятельным в этом вопросе. Эти молодые люди теперь охотно и часто готовят еду сами и стремятся к дальнейшему совершенствованию в этих навыках. Все участники групповых занятий имели базовые навыки ориентировки. В ходе проекта они все (100%) освоили новые маршруты (более десяти), новые территории, новые социально значимые объекты (более десяти). Из их числа 80% стали пользоваться нижегородским метро.

Из числа посещавших индивидуальные занятия по ориентировке 100% овладели приемами владения тростью и научились применять их на практике. Около 40% освоили несложные маршруты в окрестностях своего места проживания и сделали первые самостоятельные шаги. Еще 40% также освоили несколько маршрутов в окрестностях места проживания, но продолжают ходить по улице в сопровождении родственников, поскольку родственники не дают им быть самостоятельными. Хотя следует отметить, что их передвижение стало более свободным. При продолжении занятий эти молодые люди смогут ориентироваться в знакомых местах без сопровождения.

  • Научились использовать ресурсы Интернета и сенсорные устройства (смартфоны) для облегчения каждодневной жизни, включая покупки в Интернет.  Более 60% из числа участников мастер-классов по современным технологиям и обучающих курсов по сенсорным устройствам освоили навыки общения в социальных сетях, используют программы  для облегчения ориентировки. Все участники при необходимости пользуются программой, определяющей денежные купюры, а также библиотекой для незрячих AV3715. Около 40% участников самостоятельно покупают билеты через Интернет. Еще около 40% знают, как это делать, но опасаются  совершить покупку самостоятельно.

Одно из важных воздействий на представителей целевой аудитории заключается в том, что молодые люди познакомились со специалистами в разных сферах, к которым они в любое время могут обратиться за консультацией и помощью (ориентировка, бытовая адаптация, информационные технологии).

  • Произошли положительные изменения у представителей целевой аудитории в самооценке, общении, правовой грамотности; улучшились навыки взаимодействия с другими людьми, навыки отстаивания своих законных интересов. Расширились представления о профессиональных возможностях инвалидов по зрению. У всех участников правовых тренингов повысилась правовая грамотность, особенно в вопросах, связанных с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и обеспечения техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением. Около половины в ходе деловой игры продемонстрировали убедительные навыки отстаивания своих законных интересов.

Около половины участников тренингов уверенного поведения отмечают, что им стало легче взаимодействовать со сверстниками (студенты), с коллегами по работе и начальством. Участники тестирования профессиональных предпочтений указывают, что консультация помогла утвердиться в выборе профессии. В трех случаях молодые люди приняли решение коренным образом изменить свою жизнь: отказаться от привычной обстановки и поступить в СУЗ для получения профессии. К реализации этих планов они намерены приступить в июле 2017 г.

Заметные изменения произошли у участников проекта  в общении. Если на первых мероприятиях молодые люди были в своем большинстве скованны и застенчивы, сидели насторожившись, разговаривали друг с другом мало и осторожно, то к концу проекта с удовольствием общались друг с другом, радовались возможности встретиться. Реально, многие нашли новых приятелей, а возможно и близких друзей. Во многих случаях сложились доверительные отношения с сотрудниками НРООРДИЗ «Перспектива».

  • Этот проект позволил отработать модель комплексной реабилитации взрослого инвалида по зрению. Ранее «Перспектива» воспринималась органами региональной и муниципальной власти рассматривают «Перспектива» только как организация, работающая с детьми-инвалидами и их семьями. С 2018 г. социальные услуги, предоставляемые незрячим и слабовидящим молодым людям, будут финансироваться из регионального бюджета.

 

Проект успешно завершен.

Запланированная деятельность

Проект «Путевка в самостоятельную жизнь» предполагает отработку модели оказания комплексной помощи в адаптации к самостоятельной жизни молодым людям с инвалидностью по зрению, в том числе выпускникам школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей (более 50 человек). Проект будет реализован не только для молодых инвалидов по зрению, проживающих в Нижнем Новгороде, но и для тех, кто живет в удаленных населенных пунктах (более 120 человек).

Для достижения цели проекта предусматривается проведение занятий, мастер-классов и обучающих курсов. Занятия по пространственной ориентировке призваны помочь незрячим научиться ориентироваться в новом для них пространстве (место учебы или работы), освоить новые маршруты передвижения по городу, при необходимости научиться пользоваться метро.

Для овладения необходимыми бытовыми навыками (приготовление пищи, стирка, уборка, совершение покупок) предусмотрена серия мастер-классов (планируется 8 мастер-классов). Мастер-классы предполагают знакомство с бытовыми приборами, доступными для незрячих и слабовидящих.

Для тех, кто живет в удаленных населенных пунктах, предполагается проведение двух выездных мастер-классов по социально-бытовой адаптации и мастер-класса по пространственной ориентировке. Места проведения этих мастер-классов будут выбраны таким образом, чтобы максимально охватить молодых людей из разных населенных пунктов.

Запланировано проведение двух мастер-классов по использованию инвалидами по зрению современных информационных технологий: доступные для незрячих и слабовидящих платежные системы, электронные покупки, общение в социальных сетях и др. Кроме этого, предусмотрено обучение двух групп по 8 человек работе с сенсорными устройствами: программы навигации, распознавания денежных купюр и другие полезные сервисы. Курс рассчитан на 12 занятий. 

Кроме того в течение всего срока проекта предусмотрены консультации психолога, юридические консультации, работа телефона доверия, а также проведение мероприятий по профессиональной ориентации и тематических тренингов.   

Наверх